Количество форматов переходит в качество

24 ноября 2023 г.

В начале ноября был опубликован перечень поручений Президента по итогам расширенного заседания Президиума Госсовета, среди которых есть поручение «обеспечить до 2030 года реализацию мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию уязвимых на рынке труда категорий граждан, ... в отношении которых в настоящее время реализуется обучение в рамках национального проекта „Демография“». Это значит, что либо сам проект «Содействие занятости», либо новые подобные проекты буду реализовываться для дальнейшей стабилизации рынка труда в стране.

Мы регулярно говорим о достижениях ТГУ как федерального оператора «Содействия занятости» и, так называемых, «побочных позитивных эффектах» проекта в виде новых отечественных образовательных LMS-систем (Odin), новых IT-инструментов (платформа «РосНавык»), усиления практико-ориентированности основных программ вузов, расширения сетевого взаимодействия. Такая масштабная работа, в которую вовлечены тысячи людей и десятки вузов, требует не менее масштабного административного сопровождения и пристального контроля качества.

Михаил Шепель, директор ИДО и Межрегионального центра дополнительного профессионального образования и содействия занятости ТГУ, рассказал о системе контроля качества реализации программ в рамках «Содействия занятости» и о проблемах, требующих особенного внимания в контексте онлайн-образования:

Когда говорят о качестве образования в ДПО, особенно в части «Содействия занятости», то в первую очередь дискуссия идет вокруг формата обучения. Есть достаточно популярное мнение, что онлайн — это какое-то «недообучение». Вот офлайн — это настоящее образование хорошего качества. Мы с этим категорически не согласны. Если напрямую, механически переносить в ВКС-систему практику офлайн-обучения, не продумывать специально форму и содержание, не готовить преподавателей к онлайн-коммуникации, то да, весь процесс будет неэффективным. Сложно удержать аудиторию без специально созданных интерактивных материалов, полезного и интересного предзаписанного контента, проработанных форм самостоятельной работы и других технологий, используемых сегодня в онлайн.

Кстати, в офлайне есть свои слабые стороны, например, сложно проконтролировать, прошло ли занятие вообще и не нарушилось ли расписание; сколько присутствовало слушателей и как преподаватель отработал материал. По сути офлайн — это очень закрытая система. О том, как прошло занятие, знают только сам преподаватель и те, кто присутствовал не нем.

Поэтому нужен баланс. Мы придерживаемся позиции, что все формы взаимодействия со слушателями (онлайн, офлайн и смешанный формат) в рамках реализации образовательной программы применяются, в зависимости от ситуации. Например, есть определенные навыки и компетенции, которые невозможно поставить онлайн.

Мы настаиваем на необходимости сохранения минимального цифрового следа даже в офлайн-формате: должна происходить защита практической работы с видеозаписью этого материала, чтобы можно было отследить результаты практических занятий, посмотреть, чему научились выпускники.

Что касается контроля качества самого курса, а также действий студентов в онлайн-среде, то здесь мы предлагаем два контура контроля и два типа цифрового следа:

Второй момент, на котором бы хотелось остановиться, связан с созданием определенных стандартов качества онлайн-программ. Мы разработали требования к таким стандартам и без соответствия им не допускаем программы к реализации, контролируя их соблюдение в нашей единой LMS-среде. Таким образом отслеживается цифровой след студента, преподавателя, смотрим контент и так далее.

Есть вещи, от которых мы категорически отказались в онлайн-среде. Это касается дистанционного обучения без преподавателей в режиме «записанная лекция + тест»; формального тестирования в качестве итоговой аттестации; нагрузки на слушателей более 4 часов в день, включая самостоятельную работу.

Качество реализации образовательных программ очень сильно зависит и от того, насколько четко происходит сопровождение слушателей на том или ином этапе не только преподавателями, но и модераторами, тьюторами, кураторами.

Все требования закреплены нашим локальным актом, но мы используем эти стандарты и как федеральный оператор проекта «Содействие занятости».

Проблема контроля качества образования становится всё более актуальной из-за расцвета в интернете инфо-бизнеса сомнительного качества. В этой сфере вращаются миллиарды, а того самого контроля нет. Депутаты Госдумы уже ставят вопрос сертификации онлайн-курсов для того, чтобы оградить людей от некачественного инфо-продукта, и это показывает, что проблема качества в онлайн-образовании выходит за рамки ДПО в вузах и, тем более, за рамки реализации «Содействия занятости». Мы как федеральный оператор готовы сегодня предложить конкретные стандарты и протестировать их в федеральном проекте «Содействия занятости», распространив опыт на других участников проекта.

Соответствие стандартам — это не просто требование, а вопрос культуры поведения всех участников (вузов, преподавателей, слушателей) и конкуренции (если хочешь участвовать в проекте, то нужно им соответствовать).

Конечно, бывают и частные случаи нарушения наших требований, мы о них узнаём и стараемся принимать меры. Чтобы этого не случалось, проводится отбор организаций, собирается обратная связь об их работе от слушателей и работодателей, что является основанием для участия или неучастия в проекте данной организации в следующем сезоне. Порядка 10% организаций по итогам полугодия или по итогам года не проходят в следующий сезон из-за несоответствия стандартам или большого количества жалоб от слушателей. Должен заметить, что обращение граждан — это очень мощный инструмент работы с качеством реализации проекта: официальные обращения поступают к нам как к федеральному оператору (форма обратной связи есть в LMS-системе Odin и в CRM-системе Flow), в Роструд и Минтруд. На основании результатов обратной связи выстраивается внутренний рейтинг всех образовательных организаций.

Важную роль играют и обратная связь от работодателей (она показывает, насколько программа ориентирована на реальный сектор), и показатель трудоустройства после завершения обучения.

Таким образом, мы видим, что контроль качества образования не связан с эмоциональной оценкой, основанной на субъективном представлении слушателей о том, как их должны учить. Контроль качества — это экспертная оценка соответствия конкретным стандартам и показателям, с которыми мы очень тщательно работаем и используем, в том числе, для развития проекта «Содействие занятости».

Хотите стать амбассадором?

Заполните форму, отправьте заявку, и мы свяжемся с вами для обсуждения сотрудничества.

*
*
*
*